Юзабилити сайта

Основные критерии и инструменты для анализа

Юзабилити сайта — это не сказка, а вполне реальный фактор, влияющий на конверсию вашего сайта. Говоря простым языком, это своего рода показатель вашей «дружелюбности», который помогает сделать ваш ресурс более простым и понятным для пользователей. А зачем, собственно говоря, сайту стоит быть дружелюбным?

И здесь все в точности как в жизни: будь у вас выбор, с кем общаться, вы наверняка предпочтете открытого, располагающего к себе и отзывчивого человека. Так и с веб-сайтом: наличие большого количества контента сделало пользователя более требовательным.

Современный покупатель не хочет распутывать головоломки вашего интерфейса. Он просто хочет купить товар и радоваться жизни.

Основные критерии юзабилити сайта.

Проверьте свой ресурс, насколько он отвечает современным требованиям:

  • Скорость загрузки страниц — в пределах 2 секунд. Как показывает практика, большинство пользователей нажимают на кнопку Закрыть, если время ожидания загрузки превышает 3 секунды.
  • Наличие адаптивной верстки, благодаря которой ресурс правильно отображается на десктопных и мобильных устройствах, с разным разрешением экрана и в различных браузерах.
  • Интерфейс должен быть в одном стиле и выглядеть одинаково на всех страницах. Исключением могут быть страницы корзины и оформления заказа.
  • Простота. Ваша целевая аудитория должна сразу понимать, на каком сайте она находится. Сделать это можно благодаря корректному заголовку страницы, слогану и тематическим изображениям в шапке, а также интуитивно понятным иконкам.
  • Удобный доступ к кнопкам CTA (call to action). Предусмотрите возможность покупки товара (обратной связи) на каждой странице сайта. Все CTA должны быть заметными: кнопки крупные, с понятным названием и привычным расположением для пользователя.
  • Оптимизация под географию ЦА: вся информация должна быть предоставлена на языке региона или же на сайте предусмотрен выбор подходящего языка.
  • Отсутствие медиаконтента, который запускается принудительно: видео, фоновой музыки, всплывающих окон и т.д.
  • Отсутствие излишней или раздражающей анимации, кричащих цветов и чересчур большого шрифта.
  • Адекватные кнопки и ссылки. Если ваша кнопка и ссылка предназначена для выполнения определенного действия, то пусть его и делает, а не перебрасывает пользователя на какую-то другую страницу или не реагирует на клик.
  • Сквозное главное меню. Ваши клиенты, попав на любую из страниц веб-сайта, должны за считанные секунды найти всю необходимую информацию о товаре, доставке, контакты, каталог и т.д. При этом само меню должно иметь интуитивно понятную структуру.
  • Наличие формы обратной связи, а также кнопки Заказать в один клик.
  • Возможность авторизоваться у вас на ресурсе через соц сети.
  • В разделе каталога отображается не более 15 позиций товара на одной странице, что делает восприятие более приятным для пользователей.
  • Актуальные и цепляющие предложения: акции, скидки, распродажи.
  • Отсутствие пустых разделов, в которых нет никаких товаров.
  • Страница товара дополнена информацией о вашей продукции с указанием цены. Если цену указать нельзя, напишите причину, почему она отсутствует (цена пока неизвестна, товар в дороге и т.д.)
  • Напоминание-сигнал о том, что товар уже попал в корзину.
  • Удобная форма регистрации нового пользователя. В идеале — минимальное количество полей. В большинстве случаев люди отказываются от регистрации, если им нужно переписать в эту форму всю свою родословную :)
  • Личный кабинет, где пользователь может просмотреть все свои предыдущие заказы.
  • После оплаты пользователь получает соответствующее сообщение, которое подтверждает, что эта операция прошла успешно.
  • Вся текстовая информация на сайте должна быть читабельной. Никаких вырви-глаз цветов или готичненьких шрифтов для зомби :) Сами тексты должны быть короткими, лаконичными и без воды.
  • Весь графический контент вашего веб-сайта должен быть качественным. Используйте четкие изображения, причем размещайте их только в том случае, когда они действительно нужны. Вариант «а пусть будет картиночка для красоты» — не наш случай.

Мы написали самые основные пункты анализа юзабилити сайта. На самом деле, их намного больше. Поэтому дальше мы поговорим о том, какие инструменты используются для того, чтобы протестировать веб-ресурс.

Инструменты для анализа юзабилити сайта

О том, по каким критериям оценивать веб-сайт, поговорили. А теперь еще раз кратко о том, что вы получите, проведя анализ интерфейса сайта.

ТОП-5 основных преимуществ:

  1. Конкурентное преимущество: удобный сайт оценит ваша ЦА, которая будет благодарна вам за ̶р̶а̶б̶о̶т̶у̶ ̶н̶а̶д̶ ̶о̶ш̶и̶б̶к̶а̶м̶и̶. Такие пользователи не уйдут к конкурентам, а станут вашими постоянными клиентами.
  2. Изменения в лучшую сторону: проведя аудит своего ресурса, вы будете лучше понимать то, какие ошибки требуют вашей немедленной реакции.
  3. Экономия средств на продвижение: теперь вам не нужно выбрасывать кучу денег на то, чтобы впечатлить целевую аудиторию. Удобный, стильный и современный сайт говорит сам за себя. Это не значит, что от продвижения нужно отказаться. Просто теперь оно будет значительно проще и дешевле.
  4. Уникальность и продуманность дизайна — гарантия того, что люди вас запомнят и вернутся снова.
  5. Интересный и лаконичный контент легко донесет ваши преимущества, поможет удержать внимание аудитории, сделает ее более лояльной и настроит на покупку.

О преимуществах сказали. А теперь от теории к практике.

Как оценить юзабилити своего сайта?

Основные инструменты для тестирования сайтов:

  • Софт для юзабилити тестирования

Для этих целей вы можете использовать Google Analytics и Яндекс Метрика. Эти системы бесплатно (!) собирают информацию о посетителях ресурса. Единственный минус такой проверки — вся информация носит обобщенный характер и ее нужно анализировать.

  • Работа с отзывами

Хороший способ узнать что нужно вашей целевой аудитории — спросить ее об этом напрямую. Как показывает практика, если у клиентов есть серьезные замечания, они обязательно об этом напишут.

  • Проведение экспертизы

Идеальный вариант — обратиться за помощью к профессионалам. Если вы никогда ранее не искали ошибки и баги в этой области, то вряд ли вам удастся самостоятельно найти и устранить все проблемы.